Янв
13

Стратегии заработка современного писателя (личный опыт)

Опубликовал -

Это обещанное продолжение статьи «Стратегии заработка для современных писателей», в котором я хочу поделиться своим опытом. За одним и лучше познакомимся с новыми читателями блога, так как за последнее время аудитория и посещаемость сайта выросла в несколько раз.

Длинное предисловие о идеальной работе

Любая деятельность в этом мире имеет три составляющие: личную, общественную и экономическую. Проще говоря, чем бы вы ни занимались, ваша деятельность в идеале должна приносить удовлетворение вам (личное), быть полезна окружающим (социальное, общественное) и приносить материальный доход (экономическая часть). При этом сама деятельность не так уж важна. Можно быть дворником, и при этом такая несложная работа может быть идеальна по всем трем параметрам. Был у нас во дворе в моем детстве такой дворник. Военный, контуженный в боях, но очень ответственный. Каждое утро в одно и то же время выходил и шуршал по асфальту метлой. Был сам доволен: «На пенсии, а важным делом занимаюсь!», польза для людей: «Чисто во дворе!» ну и зарплата какая-то капала наверняка.

В большинстве же случаев наша деятельность не идеальна в том смысле, что имеет перекос в той или иной составляющей. Например, может приносить личное удовлетворение, но не приносить денег. Или приносить денег, но не приносить личного удовлетворения. Или приносить и то, и другое, но раздражать общество… Например, врач или бизнесмен, начальник или политик, да и любой другой специалист, который блюдет только свои и экономические интересы, рано или поздно накопит приличную «дозу» общественного недовольства, которая разрушит либо экономическую составляющую деятельности, либо личную, либо обе.

Как правило, если ты делаешь что-то полезное, интересное и значимое для общества, то денежная составляющая приходит автоматически. В большинстве случаев так оно и бывает, но не всегда. Так что категории общественного и экономического блага связаны, но тоже могут быть перекошены.

Но давайте ближе к теме. О грядущем (можно сказать, что уже наступившем) перекосе в деятельности творческих людей. Личное и социальное остается в силе, второе даже усиливается за счет быстрого распространения информации, но вот экономическая составляющая сильно трансформировалась благодаря все той же способности цифровых данных неограниченно копироваться без затрат. Простой пример, который я приводил в первой части статьи: если 50 лет назад Маркес, оставив все и бросив все внутренние ресурсы на создание трудного романа, мог рассчитывать в случае успеха на большие тиражи и гонорары, то в ближайшем будущем, когда материальный носитель информации (книга, диск…) окончательно отомрет, тот же роман может быть распространен в десятки-сотни-тысячи раз шире, чем 50 лет назад, но при этом не принося ни цента автору. То есть сам по себе творческий труд писателя или музыканта перестает приносить экономическую составляющую так, как он приносил ее раньше. Разумеется, известность (то есть социальная важность или затребованность деятельности) и сейчас может давать деньги, но писатель при этом должен дополнительно как-то монетезировать эту свою известность: вести блог и продавать на нем рекламу, писать заказные статьи и обзоры, ездить с лекциями и выступлениями (это я все привожу варианты, которые наблюдаю прямо сейчас у реальных современных писателей, просто из корректности, — может быть, ложной, — не пишу фамилий). Понятное дело, все эти дополнительные «финтифлюшки», будучи вынужденными, не очень благоприятно сказываются на самом творчестве.

В результате мы имеем разные способы и попытки сохранения привычной отдачи от творческой деятельности, которые прямо на глазах перестают работать. В том числе и уродливые методы, как, например, принудительные способы вернуться в прошлое, которые предпринимают РАО или Союз правообладателей Н. Михалкова. Талантливый Никита Сергеевич, кстати, отличный пример перекоса в социальной составляющей. Наверняка, он занимается тем, что ему нравится, наверняка, он имеет неплохую экономическую отдачу, но при этом умудряется накапливать в свой адрес все большее и большее общественное раздражение. Настолько, что даже его творчество, которое по объективному качеству на голову выше того, что снимают в России сейчас, вместо уважения и интереса вызывает у людей отторжение и ругань.

О других способах монетизации творческого труда я писал в первой части статьи, а сейчас, после этого длинного, но необходимого, предисловия, расскажу о своем личном опыте. Но сначала познакомимся.

Давайте знакомиться

Зовут меня Максим Мейстер. Родился в 1975 году, а в 1988 году начал писать первый роман о будущем человечества и его судьбе. Роман, полный приключений и неожиданных поворотов сюжета. Книгу не дописал, так как лето кончилось, и надо было опять идти в школу.

Лет с десяти-двенадцати знал, что должен сделать что-то в этом мире, чтобы в нем жилось хоть чуточку легче. А тогда (да и сейчас) это означало, что надо будет писать. Или так казалось: писатели и философы – наивные люди, они всерьез верят, что меняют жизнь людей своими мыслями. А может, и правда, меняют. Раньше был в этом уверен, теперь – не вполне. Но не отвлекаюсь. Подробности есть в программном произведении: «Моя простая философия» (особенно рекомендуется к прочтению интересующимся моим творчеством и философией).

Чтобы эта главка не превращалась в автобиографию, добавлю еще только, что первая книга вышла в 2004 году – небольшой сборник философских рассказов «Любовь Богомола», затем в период с 2005 по 2006 вышло еще три книги. Мой любимый роман в сказках «Небо на двоих», сборник «Стать ветром» и отдельная мини-книжка с повестью «Хомяки». Все эти книги как-то незаметно и незамеченно растворились в книжном море, так что, разочарованный, с 2007 года больше никаких попыток издать что-то я не предпринимал. Да и не до этого было по личным причинам.

Когда автор РАБОТАЕТ

Наверное, многие думают, что настоящий писатель – это тот, кто не может не писать. Но это не так. Обычно, если кто-то что-то не может не делать, то это болезнь. Понос, кашель, клептомания… Человек, который не может не писать – графоман, и его труды бывают осмысленны и интересны кому-то, кроме автора, в одном случае на тысячу. Настоящий писатель, как и любой профессионал, мотивируется в своем труде не болезненной невозможностью не писать, а чем-то еще.

Представьте, что вы устраиваетесь на работу, а в условиях: «Мы выплачиваем зарплату, только если нам понравится, как вы работаете. По итогам месяца мы просматриваем список сотрудников, а потом некоторым разрешаем получить зарплату. Скольким?.. Ну, примерно, каждому десятитысячному, но иногда чаще, а если вам повезет, то вам выпадет очень большая премия…» Вряд ли кто-то в здравом уме согласится на подобные условия, писатели же, особенно поначалу, только так и работают. Чтобы написать толковый роман, нужно от 9 до 36 месяцев работы, ну, минимум, полгода, если замысел готов, а работать все полгода каждый день без перерыва. «На вдохновении» пишется максимум рассказ, все, что больше одного авторского листа (40 000 знаков) – это уже работа. К сожалению.

Когда я еще старался писать регулярно, моя норма была 5-10 тысяч знаков в день. Получалось в среднем 3-7, и это занимало весь день, и работать получалось в таком ежедневном режиме не больше недели, потом просто смотреть уже не можешь ни на ноутбук, ни на строчки романа. Средний по размеру роман: 500-600 тысяч знаков. Вот и посчитайте.

Все, что крупнее рассказа, написано у меня не на вдохновении, а на конкретных стимулах (у всех авторов примерно то же самое). Например, я бы никогда не дописал книгу «Любовь Богомола», если бы не редактор издательства «Невский Проспект», которая решила сделать книгу. Точно бы не дописал «Виток клубка», если бы не подписанный договор на его издание (правда, роман так и не вышел). Если бы не молодое издательство «Кислород», которое заинтересовалось моим творчеством, никогда бы не появился роман «Небо на двоих», который я дописывал все лето 2005 года просто «через большое немогу»: если бы не «морковка» в виде будущей книги, я бы просто не стал прилагать таких усилий.

На вдохновении начиналось множество повестей, романов и проектов, ни один из них не закончен просто в силу отсутствия внешнего давления и обязательств. Уж такие авторы да и любые творческие люди необязательные лентяи – об этом знают все редакторы и менеджеры издательского бизнеса: автор – птица гордая, не пнешь – не полетит. Ну, ладно, чтобы коллегам не обидно было: «…не подтолкнешь —  не полетит». Именно поэтому, наверное, на западе успешные писатели – это всегда тандем из самого писателя и талантливого менеджера-агента. Для меня это стало недавним открытием (читал автобиографию Курта Воннегута), в России такой традиции не было и нет, так как раньше роль менеджера исполняло государство, а сейчас – издательство.

Попытка 2009 года

Хорошо, не буду затягивать статью. В 2009 году мы с другом и коллегой по веб-работам решили попробовать подвести под творчество коммерческую базу, и вовсе «не корысти ради, а токмо… эээ…» В общем, ради того, чтобы продолжать писать. Во-первых, на сайте появилась реклама. Впервые с 2002 года, когда Gopal.ru родился на свет! Сайты с таким возрастом считаются аксакалами, так что реклама прижилась и даже приносит доход.

Далее, мы решили, что реклама – хорошо, покрывает всяческие расходы технического характера, работу над самим сайтом, но доход этот не воспринимается как гонорар, то есть не стимулирует писать. Он стимулирует как раз не писать, а развивать сайт. Это – не одно и то же. Конечно, благодаря доходу от рекламы, я освоил многие веб-технологии, научился делать сайты (на моем счету уже не один их десяток), даже стал зарабатывать этим, но появлению новых книг или даже рассказов это никак не помогло. Даже наоборот.

Далее, мы решили попробовать продавать электронные книги. Забавно, что за месяц до этого эксперимента я как раз хотел выделить время и подготовить все, что у меня есть написанного и готового, для свободного выкладывания в интернет. И тут – резко так – наоборот, платные электронные книги. Теоретически можно было предсказать результат, но я такой человек – люблю все проверять на практике. Это самый надежный способ высветить истину. Не стопроцентный, но важный. Чтобы убедиться, работает что-то или нет, мало теоретических выкладок, надо попробовать на практике.

Ради эксперимента и опыта, мы переделали сайт «под коммерческий», с возможностью не только читать, но и покупать электронные книги.

В принципе, опыт был интересный, даже что-то заработалось за год, хоть и меньше, чем если бы я за это время сделал кому-то один-единственный сайт. В общем, как и ожидалось, электронные книги на данный момент приносят символический доход.

Третья наша попытка состояла в следующем: пассивный поиск спонсора. Суть в том, что есть богатые люди, фирмы, сайты, которые могли бы проспонсировать создание художественного произведения в обмен на «меценатские бонусы». К примеру, некая фирма оплачивает создание романа, в котором явно и первым делом будет указано, что «эта книга появилась благодаря…» В первой части статьи мы рассматривали похожий вариант, когда в тексте произведения упоминаются продукты или бренды, но мне этот вариант не нравится. Мне кажется, что честнее было бы добавлять такую информацию открытым текстом:

«Появление этого романа было бы невозможно без поддержки фирмы Такой-то, которая выпускает соки под маркой Такая-то. И тд. и тд.» И все довольны: автор, который получает гонорар; спонсор-меценат, который получает честную рекламу и моральное удовлетворение от того, что не только  зарабатывает деньги для себя, но еще и стал причиной появления произведения искусства; читатели, которые получают новую книгу в свободном доступе.

Подробно я описал такой вариант здесь. Причем специально не искал спонсоров и меценатов для чистоты эксперимента. Просто предложил такую возможность.

Практически пока это все не проверено, но мне кажется в будущем – это вполне реальный способ, который работал, например, в дореволюционной Руси. Его основная проблема в том, что меценаты – люди не глупые, поэтому обычно готовы помогать уже известным людям писателям-художникам, которые в помощи уже не столь и нуждаются…

Как сейчас обстоят дела

Все эти попытки в той или иной степени не сработали. Поэтому сейчас я, получается, сдался. Уже год не пишу, занимаясь бизнесом. Правда, интересным и почти писательским. Продвигаю в люди устройства для чтения. Работаю консультантом по выбору устройств для чтения, веду переговоры с китайцами о дилерских поставках качественной техники, администрирую поставки Sony Reader для магазина 108. В общем, весь в делах и заботах. Как и любая работа, моя тоже стремится расширяться, занимая все свободное и несвободное время. Конечно, сейчас я зарабатываю больше, чем когда-либо раньше, но… есть что-то неправильное в том, что писатель занимается бизнесом. Впрочем, сейчас читаю дневники С. Логинова, которого люблю за обязательный к прочтению «Свет в окошке» – он вообще, оказывается, грузчиком работал. Но… может, поэтому и написал всего пару романов?..

Что будем делать дальше?

Пока не знаю. Хочу теперь реализовать то, что планировал сделать до «коммерческого эксперимента», то есть свободно выложить все, что успел написать. И вот почему. Как автору, мне очень нравится, когда мои книги покупают. Тут даже дело не в прибыли, которая символическая, а в том, что это подтверждает необходимость твоей работы людям, обществу. Не скрою, что каждый раз когда платежная система, через которую реализована продажа книг, сообщает мне на емайл: «Уведомление о продаже такой-то книги» — это радует зачастую больше, чем гонорар за очередной сделанный сайт. Несмотря на то, что разница в суммах – стократная. Но все же мне не очень нравится сейчас продавать электронные книги по, может быть, странной причине: есть ощущение, что продаешь снег зимой. Пусть свой снег, в котором лично вырисовывал каждую снежинку, но – снег. Зимой. Есть ощущение какой-то неловкости перед теми, кто книгу купил, хотя рядом, за углом, эту же книгу можно скачать бесплатно. Тут уж либо превращаться в РАО-Михалкова и добиваться, чтобы «платили все», гоняясь за пиратами. Либо выкладывать свободно для всех и искать другие способы заработка. Первое – в современных условиях выглядит ужасно и уродливо. Да и неправильно это. Любой автор, который начнет этим заниматься – быстро загнется как автор. Остается второе. И это правильно «на сейчас». Но тут у меня проблема: из-за бизнеса у меня совсем нет времени заниматься авторским сайтом и книгами, чтобы в очередной раз переделать сайт, сменить его концепцию. Я готов в кои веки отдать это дело специалистам. Но пока больше 500 долларов выделить на переделку не готов. Если вдруг найдется студия (или даже толковый фрилансер), которая готова за 300-500 долларов взяться за редизайн и программирование авторского писательского сайта, то пишите предложения. Идеи есть, каким я его хочу видеть, но сам реализовать просто не успеваю. (не актуально, не выдержал и решил все-таки сам заниматься сайтом в свободное от работы время). P.S. от 14.05.2011 — все-таки я сам не справился и заказал изготовление сайта специалисту, так что с 15 мая вы можете видеть обновленный Gopal.ru

Сейчас же просто выкладываю все свои готовые в электронном виде книги в свободный доступ. Простите, что через неудобный файлообменник, но он единственный, который дает отчет о количестве скачиваний, а мне это интересно.

Скачать или купить книги Максима Мейстера

В 2011 году 15 мая запущена новая версия сайта, с удивительным и очень правильным сервисом, где вы можете сами выбрать платить за книги или качать бесплатно. Поэтому неполный архив, который был сделан для этой статьи, убрал, в нем необходимость отпала после появления замечательной странички с добровольной оплатой.

В архиве следующие книги:

1. Роман «Виток клубка»

2. Сборник «Волшебные истории Маленького Мальчика»

3. Микро-повесть «Глубокое море»

4. Сборник «История разлуки»

5. Повесть «Любовь Богомола»

6. Повесть «Любовь Человека»

7. Сборник «Моя эсхатология»

8. Роман в сказках «Небо на двоих»

9. Повесть «Производные разума»

10. Повесть «Хомяки»

 

Полезного чтения!

11 Комментарии

1

Я бы отделил мух от котлет…
На сайте Amazon, если не ошибаюсь, выложен список тех, кто продавая ТОЛЬКО е-книги через их магазин заработал свыше 1 миллиона «вечнозелёных»….
Вывод: Можно
Примечание: Не у нас
Вопрос: не у нас ПОКА, или не у нас НАВСЕГДА?
И что неладно «в консерватории», если «у ннх» становятся миллионерами, продавая е-книги, а у нас … запикано из цензурных соображений ….

2

Насчет «навсегда» — не знаю, но, пхоже, надолго, причем, мне почему-то кажется, что копирайтные усилия, предпринимаемые упомянутыми в статье деятелями, не помогают, а усугубляют ситуацию.

3

К большому сожалению очень похоже, что Вы правы…
Судя по всему эта «бодяга» к нам пришла «всерьёз и надолго»…
В Евросоюзе недавно наконец-то приняли решение о принудительной оцифровке тех книг, которые не переиздаются в печатной форме и не оцифрованы (с выкладыванием в тот или иной вид доступа) владельцем авторских прав…
Думаю, что ОЧЕНЬ НАДОЛГО — маловероятно.
Либо это произойдёт сравнительно быстро, либо не будет государства и никого не будет интересовать копирайт на е-книги на тех остатках, которые некогда звались ИМПЕРИЯ… Люди, которые убивают друг-друга за кусок хлеба (как негры в каком-нибудь Судане) не слишком интересуются Интернетом и книгами….

4

А делать перерывы в бизнесе и писать в это время — не вариант?
Один раз видел коротенькое интервью писателя Сорокина, он сказал, что для него настоящее творчество, то, которое может увлечь, да так, что забываешь обо всем, то, которое кажется чудом. Согласен с ним в этом. Я бы еще добавил, что творчество должно как-то развивать читающего, если говорим о книгах. Вот синтез этих двух аспектов и является упрощенным критерием популярности и полезности книг.
Я думаю, если Вы чувствуете свое призвание именно как писатель, надо себя реализовывать именно в таком ключе и не грустить 🙂

5

> А делать перерывы в бизнесе и писать в это время – не вариант?

Небольшие перерывы — бесполезно, а большие (месяц и больше) — чревато, что все заглохнет. Бизнес требует внимания. У меня уже был опыт, когда я организовал ЧП, заработал денег, уехал на них в Индию на полтора месяца, приехал, все уже развалилось.

> Я думаю, если Вы чувствуете свое призвание именно как писатель, надо себя реализовывать именно в таком ключе и не грустить

Спасибо за пожелания! 🙂

6

Интересно и правдиво.
Всему свое время, придет время и для новой книги 🙂
А бизнес пускать на самотёк нельзя до определенного уровня развития.

Кстати заметил перекос. Если раньше писатели, большей частью, писали для души и лавров, то нынешние писатели — коммерческие практически поголовно. И с какой вероятностью комм. роман может быть интересным?

7

К сожалению, такое положение для начинающего писателя повсеместно( по крайней мере, здесь, в России.) Ознакомившись за долгое время с подобными статьями( у многих «пищущих» накипело!) для себя уяснил — либо выкладывай все в сеть без всякой надежды на оплату труда, либо хорони тексты и забудь о том, что ты Писатель. Что, собственно, и сделал.

8

Да уж!Если раньше еще бы и возмутился:какие деньги?Радуйся,что тебя читают.Теперь согласен,что и писательский труд должен быть оплачен.(И,что б читатель не плевался за зря потраченное время,-все же для души важнее.)

9
Дмитрий Георгиевич
15 марта, 2012 at 20:26

удивительно, что Вы, писатель, и настолько неграмотно пишите.
например, не «за одним», а «за одно»,
не «о идеальной работе», а «оБ идеальной работе»
и прочее.
Вы сетуете о проблемах писательской братии, дескать не публикуют и прочее…
Писать много текста, или даже целые истории, ещё не означает быть писателем. Это читателем можно называться, научившись читать, а писателем…
Я Ваших книг не читал, но посредством Ваших статей имею о Вас представление как о малограмотном человеке и потому, простите, Вы мне перестали быть интересным.

10

Дорогой Дмитрий Георгиевия!
Я давно собираю примеры троллинга в профессиональных блогах.
Спасибо Вам за отличный пример троллинга. Обязательно использую

11

:)) Я тоже очень смеялся, для неопытного взгляда троллинг даже слегка тонкий.